Речевое развитие ребенка

Развитие речи у детей начинается с самого раннего возраста, когда они еще только произносят свои первые звуки. Некоторые считают, что языку ребенка научат в школе, но это большое заблуждение. Родители должны обращать внимание на речевое развитие малыша еще в дошкольном возрасте, чтобы вовремя заметить проблему и решить ее. Это очень важно, ведь способность правильно говорить и уметь изъясняться будет отражаться на будущей жизни ребенка, на его успехах в школе, социальной адаптации и общении с другими людьми.

Речевое развитие детей дошкольного возраста происходит в несколько этапов:

Крики
– это первые звуки, которые издает дитя при рождении. Они еще пока не имеют отношения к речи, но это уже рефлекс голосового аппарата.

Гуление
– протяжные негромкие гласные звуки (/а/, /у/, /ы/) и слоги, часто сочетающиеся с согласными (/агу/, /га/, /мы/, /ка/). Появляются примерно с 2 до 5-7 месяцев. Дети гулят спонтанно, обычно в присутствии взрослых.

Лепет
– словоподобное повторение слогов (ма-ма-ма, ба-ба-ба, па-па-па). Появляется в 4-7,5 месяцев. Лепетом кроха может выражать свои желания, требования или просто играться.

Простые слова
(папа, мама, баба, дай) ребенок начинает говорить, продолжая лепетать.
Начало в 11-13 месяцев.

Слова взрослого лексикона
(молоко – потёко, пальто – пулько, часы – тисы) появляются с 1 года 7/ 9 месяцев.

К трем годам средний ребенок уже знает около 300 слов, а к четырем больше 1000. На начальных этапах становления речи у детей правильно и неправильно произносимые слова сосуществуют вместе. Не стоит переживать, если в 2-3 года малыш перекручивает слова и заменяет одни звуки другими, это нормально, главное, чтобы родители его понимали. К 5-6 годам дети уже начинают связано и грамотно говорить.

Следует также учитывать, что все дети развиваются по-разному, и понятие норма здесь относительно. Формирование правильного произношения звуков может происходить довольно долго. Одни дети хорошо выговаривают все звуки к 3-4 годам, другие только к 5-6 годам.

Задержка речевого развития (ЗРР)

В два года ребенку могут поставить диагноз задержка речевого развития. По старым нормам ребенок к двум годам должен знать 200 слов, поэтому некоторые врачи могут ставить этот диагноз. Главное понимать, что задержка речевого развития это не нарушение, и, как правило, в 4-5 лет этот диагноз снимают. Но это не значит, что с ребенком не надо заниматься. В данном случае лучше проконсультироваться с логопедом.

В соответствии с современными требованиями двухлетние дети должны хорошо понимать обращенную к ним речь, иметь в своем словаре 50 слов (включая звукоподражания и лепетные), а также использовать двухсоставные конструкции (мама дай, ляля пачит).

К логопеду следует обратиться, если:

  • до двух лет малыш не выговаривает звуки, слова или произносит их в ограниченном количестве;
  • в 4 года ребенок не говорит целыми предложениями и фразами, а только начал повторять слова и слоги;
  • в 6 лет ребенок не в состоянии запомнить стишок и/или пересказать прочитанное или услышанное.

Для предупреждения или исправления речевых трудностей родителям нужно как можно чаще разговаривать с ребенком, понукать к проговариванию первых слов, самим проговаривать слова по слогам. Для развития речи ребенка также важны пальчиковые игры и упражнения на развития мелкой моторики рук.

Следует внимательно относиться к вопросам дошкольника, отвечать на них. Помните, что речь развивается только в диалоге, поэтому старайтесь стимулировать речевую активность малыша. Если вы услышали ошибку в речи ребенка, то следует ненавязчиво ее исправить.

Желательно исключить длительные просмотры телевизора и другой звуковой фон, так как это снижает речевую активность ребенка. С появлением малыша родители должны следить за своей речью, так как кроха повторяет все услышанное и наследует речь близких людей.

Советы родителям:

  • Если хотите «разговорить», ребенка старайтесь общаться с ним о том, что ему интересно, играйте в его любимые игры;
  • Комментируйте свои действия, когда контактируете с малышом, называйте предметы к которым он проявляет интерес;
  • Важен благожелательный настрой, учитесь не только разговаривать с ребенком, но и выслушивать его;
  • Говорите слова правильно, не надо, умиляясь своим чадом, повторять за ним неправильно произнесенные им слова.

Заниматься с ребенком можно и самостоятельно. Главное положительно настроиться и запастись терпением! Более подробно о логопедических упражнениях для детей мы поговорим позже.

Комментарии

Статья написана специально для www.nasheditya.ru