Математика для маленьких детей

Тема детской математики совсем не нова, и информации много. Много-то много, а вот порядка в ней, на мой взгляд, мало. Так что попытаюсь заняться «уборкой» и разложить все по полочкам. В первую очередь для себя, чтобы понять, что мы с ребенком уже знаем и в каком направлении двигаться дальше. А во-вторых, если название статьи "Математика для маленьких детей" вас не отпугнуло, то, может, и вам пригодится. Итак, мы решили заняться математикой с нашими детками. На какие моменты нам следует обратить внимание в первую очередь.

Содержание
  1. Один – много
  2. Один – два
  3. Один – ни одного
  4. Один – мало – много
  5. Раз, два, три, четыре, пять
  6. Больше, меньше, одинаково
  7. Обратный счет
  8. «Соседи»
  9. Состав числа
  10. Вычитание, сложение
  11. Классификация
  12. Сериация

Один – много

Для усвоения этих понятий подойдет любой подручный материал, например, грецкие орехи. Положите справа один орешек, а слева – много и объясните ребенку, где находится один предмет, а где много. А затем предложите аналогичные задачки, только уже попросите ребенка показать/сказать, где один, а где – много предметов.

Совет: эти и следующие предложенные задачки постарайтесь закрепить с ребенком сразу же после знакомства с новыми понятиями, а впоследствии постоянно к ним возвращайтесь. Ведь подобных примеров можно найти массу: и дома, и в гостях, и на улице, и в транспорте, и где угодно. Главное, чтобы ребенок ощутил радость решенной задачки, а для этого не стоит навязываться. Не захотел сейчас – предложите позже. Но обязательно предложите!

Один – два

Многие родители стараются упорно научить своего ребенка считать, а вернее сказать, озвучивать цифровой ряд как можно раньше и как можно дольше. Дети, как правило, легко поддаются. Но утверждать, что ваш ребенок считает до 100 в два года, я бы не стала. Что у ребенка – хорошая слуховая память, это да, а вот считать – это другое. Здесь главное не пустое воспроизведение слов, а понимание количества. Поэтому советую не спешить. Лучше медленно, но уверенно отработать основы основ.

Итак, предлагаем такую игру: из коллекции игрушек ребенка выберите три штуки: любую одну(например, куклу) и две подобных (мишки) и скажите ребенку: вот у тебя одна кукла, а вот два мишки и предложите ответить: а каких игрушек еще две? Ответы в начале можно «подсовывать, подкладывать». Если ребенок затрудняется, дать наводящие вопросы: а может заек? Может машинок и т.д.

Можно сразу же ребенку объяснить, что два больше одного. В этом случае хорошие помощники – конфеты или еще что-нибудь вкусненькое. Положите в одну руку одну конфетку, а в другую – две и предложите ребенку выбрать. Думаю, понятие больше ваш ребенок быстро усвоит.
Моей дочке нравилась такая игра: «А сколько у тебя носов? А ушей? А ртов? А глаз? и под.»

Один – ни одного

Важное место в математике занимает цифра «ноль», поэтому играем дальше. Отлично подойдет игра в прятки. Вот котик. Он один. А теперь он спрятался. Сколько у нас котиков? Нет. Ни одного. Ноль.

Один – мало – много

Понятие «мало» легче воспринимается ребенком именно через предложенную тройку «один – мало – много». Для знакомства с ним используйте игру из первого примера, только теперь разложите предметы на три кучки.

А еще можно найти картинки, например, с тремя дорожками и попросить ребенка показать, по какой идет один человек, по какой много людей, а по какой – мало.

Раз, два, три, четыре, пять

Итак, если ваш малыш успешно усвоил все предыдущие понятия, пришло время учить его считать до пяти. На мой взгляд, здесь нет лучшего помощника, чем наша собственная рука или рука малыша. Ведь мы можем и просто пересчитывать пальчики, и укладывать их спать, и будить, и кормить и др.

А еще есть огромное количество пальчиковых стишков, в которых как раз пересчитываются пальчики. А вслед за пальчиками считаем все, что попадается на глаза: руки, ноги, лапы, колеса, детей на качелях…

Больше, меньше, одинаково

Когда ребенок легко будет распознавать количество предметов от одного до пяти, понятия больше-меньше освоить несложно. Моей дочке нравились такие задания: каких тарелок у твоей куклы больше: синих или красных, а теперь: синих или желтых и под. Во время такой игры и следует ввести понятие «одинаково», например, положите с одной стороны две тарелочки и с другой - две и предложите ребенку посчитать сначала красные, а потом синие. Когда ребенок скажет, что и тех и тех по две, ответьте: "Правильно, значит их у нас одинаково!"

Обратный счет

Научиться считать наоборот можно при помощи сделанного пятиэтажного домика. На лист картона наклейте окошки и поместите на первом этаже одну зверюшку, на втором – две и т.д. и предложите ребенку посчитать зверушек сверху вниз, при этом задавайте наводящие вопросы: сколько зверюшек живет на самом верху? А ниже? А в этом окошке? Считайте также пальчики, загибая и разгибая их.

«Соседи»

Объясните ребенку, что у каждого числа есть свои «соседи»: у единицы – двойка, у двойки – единица и тройка и т.д. Для этого тоже пригодится домик или паровозик с вагончиками.

Состав числа

Недавно мой любимый учитель младших классов подсказала мне такую игру по этой теме: «Вот бежит тройка по дорожке. У нее выросли ножки. Какие ножки выросли? К примеру,пишем цифру «три», от нее вниз ставим две черточки, под одной пишем цифру «один», а под второй – «два». Обратите внимание ребенка на то, что ножки могут вырасти и по другому: «два» и «один». Это понадобится ребенку, когда он будет учится складывать-вычитать числа в пределах двух десятков.

Вычитание, сложение

И, конечно же, придумывайте различные математические задачки на вычитание и сложение из жизни ребенка. К примеру, у тебя было одно яблоко, а бабушка принесла еще одно. Сколько у тебя теперь яблок? Или у твоего друга (имя) было пять машинок и он дал одну тебе поиграть. Сколько у него теперь машинок осталось? Только будьте бдительны! Когда я предложила своей дочке отдать из своих пяти кукол одну подружке Даше, она мне ответила: «Ничего я не отдавала и отдавать не буду».

И еще несколько математических понятий:

Вверху – внизу, справа – слева.
Почаще задавайте крохе такие вопросы: что лежит в коробке, а что на коробке? Кто идет по мостику, а кто плывет под ним? Кто летает вверху, а кто ползает внизу? Кто стоит возле тебя? Что лежит возле пирамидки и под.

Классификация

Классифицируйте предметы по различным признакам: по форме, цвету, величине, текстуре и т.д. Предлагайте классифицировать предметы по двум признакам, например, давай в этом домике будут жить все мягкие и желтые. Здесь очень кстати будут «Блоки Дьенеша» , где все фигурки классифицируются по четырем признакам: форме, цвету, величине и толщине, но можно обойтись и без них. Главное, почаще «включайте» фантазию.

Сериация

Данная логическая операция заключается в том, чтобы разложить все предметы от большего к меньшему и наоборот. Отличными примерами здесь послужат пирамидка и матрешка. Можно также вырезать полоски, квадраты из картона и попросить ребенка выстроить их от большего к меньшему или наоборот.

Думаю, на этом можно сделать небольшую передышку. Работы много, так что дерзайте и помните, что математика – царица наук. Уж я-то, как учитель английского, это точно знаю. Ведь любой иностранный язык ой как сложно выучить без развитого логического мышления, но это уже другая история.

Комментарии

Статья написана специально для www.nasheditya.ru