Блоки Дьенеша. Играя, учись!
Уважаемые мамы и папы! Если вы любите мир игр, постоянно находитесь в поиске новых методов и форм интеллектуального развития вашего малыша и просто любите весело и с пользой проводить время со своим ребенком, тогда пришло время познакомиться с логическими блоками Дьенеша. (Конечно, если вы еще о них ничего не слышали раньше.)
Венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш создал простую, но в то же время уникальную игрушку, которую поместил в небольшую коробку. Итак, давайте ее откроем! Ну, вот перед нами 48 геометрических фигур, которые отличаются по четырем признакам: форме( квадрат, прямоугольник, круг и треугольник); цвету (желтый, синий и красный); размеру (большой, маленький) и толщине (толстый, тонкий). И что? Будем доставать фигуру из коробки и говорить: «Это большой красный треугольник?» Скукотень? Да, согласна. Именно поэтому, было предложено огромное количество игр с блоками Дьенеша. Неслучайно же, многие детские сады России занимаются с детьми по данной методике. Мы же расскажем о некоторых из них, так как наша цель – заинтересовать, а коль она будет достигнута, то мы уверены, коробка с блоками пылиться в шкафу у вас не будет!
Итак, логические блоки Дьенеша предназначены для детей 2-8 лет. Как видим, относятся они к типу игрушек, с которыми играть можно ни один год путем усложнения заданий от простого к сложному.
Играя с блоками Дьенеша, у ребенка развивается логическое мышление, познавательные процессы (память, внимание, восприятие и воображение), мыслительные операции (сравнение, анализ, классификация, обобщение). С их помощью можно также учить цвета.
Перед тем, как непосредственно перейти к играм, следует дать ребенку возможность познакомиться с блоками: самостоятельно достать их из коробки и рассмотреть, поиграть по своему усмотрению. Например, построить башенки, домики и т.д.
А когда знакомство произошло, можно предложить одну из ниже приведенных игр. Конечно, при выборе следует учитывать интеллектуальные возможности своего ребенка. Отметим, что комплекс игр представлен в небольшой брошюре, которая прилагается к коробке с блоками. Мы не будем повторяться и предложим некоторые свои варианты. Итак,
Игра «Магазин»
Высыпьте все блоки на столе перед ребенком и скажите ему: «Смотри это магазин! Здесь так много продают разного печенья! Я хочу купить красное (круглое, большое)» и выбирайте себе соответствующие фигуры, «а ты какое? А какое печенье будет папа, твоя кукла, мишка и т.д.» Начинать следует с одного признака: выбираем блоки только по цвету (размеру, форме), а затем усложняем задание. К примеру, просим купить красное круглое печенье. Как вариант можно предложить следующее задание: «Я не хочу круглое, прямоугольное и квадратное печенье. Какое я хочу?»
Игра «Мешочек»
В специальный мешочек положите блоки и предложите ребенку на ощупь определить, какую фигуру он достал.
Игра «Прятки»
Спрячьте одну фигуру в руке или в кармане и дайте задание ребенку угадать, какую фигуру вы прячете при помощи наводящих вопросов:
Ребенок: Это квадрат?
Вы: «Да.»
Р. : «Это красный квадрат?»
Вы: «Нет» и т.д.
После того, как ребенок угадал, поменяйтесь ролями: теперь ребенок прячет, а вы угадываете.
Игра «Сюрприз»
Выкладываем несколько блоков, под одним из которых спрятан сюрприз: наклейка, монетка или что-то еще. И путем всех тех же вопросов предложите ребенку угадать, под какой фигурой лежит сюрприз.
Игра «Что изменилось?»
Выложите перед ребенком несколько фигурок и дайте возможность запомнить их. Потом попросите ребенка закрыть глаза, а в это время уберите/добавьте/замените одну фигурку и спросите, что изменилось.
Игра «Цепочка»
Предложите ребенку выложить цепочку, чередуя детали по форме: квадрат – прямоугольник. Можно чередовать по другому признаку: цвету, размеру, величине.
Продолжать ряд игр можно еще долго, но хочется дать возможность и вам, дорогие родители, проявить свою креативность в этом направлении и придумать что-то свое! Так что, играя, учитесь и творите!