Учимся читать по слогам

Современные дети гораздо раньше обретают навыки работы за компьютером, нежели учатся читать. Но рано или поздно родителям придется обучать малыша чтению. Большинство специалистов в области детской педагогики и психологии сходятся во мнении, что лучший возраст для этого от 3 до 6 лет. Причем научить ребенка читать под силу любой маме, это легко устроить дома в любое время и абсолютно бесплатно.

Найти различные пособия, буквари и другие книги для маленьких детей сейчас не проблема, но, в то же время очень легко запутаться среди большого разнообразия методик и авторов. Давайте попробуем разобраться, как лучше организовать процесс обучения так, чтобы ваш маленький непоседа смог без мучений соединять буквы в слова, а занятия были увлекательными и непринужденными.

Содержание
  1. Звуки
  2. Слова
  3. Склады

Звуки

В нашей стране наибольшей популярностью пользуется звуковой (его еще называют фонемный) метод обучения чтению. Практически вся литература для обучения малышей строится на этом методе. Откройте букварь и вы увидите, что минимальной единицей чтения является буква, обозначающая конкретный звук. Авторы книг всячески пытаются помочь детям, выделяя гласные и согласные звуки различными цветами или придумывая игровые приемы, чтобы заинтересовать малышей.

Первое, что должен сделать ребенок, это послушать и запомнить звук, например «А», а потом уже выучить соответствующую ему букву «А». В принципе ребенку это будет сделать не тяжело, а вот когда звуки необходимо будет сложить в слог, тогда начнутся трудности. В этом и заключается главная проблема звукового метода обучения чтению. Для крохи это довольно трудоемкий процесс и требует терпения от родителей.

Фонемная система обучения не рекомендуется для обучения малышей с трудностями в концентрации внимания и нарушениями речи.

Слова

Составлять из букв слоги, из слогов слова и при этом понимать смысл самих слов для ребенка дошкольного возраста задача порой непосильная. Это потребует долгих скучных заучиваний слогов, потом составления из них слов и только потом можно будет наполнять каждое слово смыслом.

Метод чтения целыми словами или, как его еще называют, глобальный метод был придуман давно. Его суть заключается в запоминании ребенком целых слов, написанных на бумаге или специальных карточках. После чего он начинает узнавать их в различных жизненных ситуациях: в магазине, на обложке книги по телевизору.

В данном случае минимальной единицей чтения выступает целое слово. Когда ребенок научился зрительно запоминать слова, педагог начинает разделять слова на буквы. Это похоже на звуковой метод, только в обратном направлении.

Наиболее популярной является методика Гленна Домана, когда ребенку с 4-х месяцев демонстрируются карточки со словами и проговариваются вслух.

К сожалению, у этого подхода тоже есть свои минусы. Ребенок просто механически запоминает слова безо всякого интереса, а к двум годам вообще теряет желание заниматься. Также этот способ лучше подходит для обучения английскому языку, так как в нем слова не изменяются по падежам и родам, как в русском.

Склады

В последнее время метод обучения чтению по складам получаем все большее распространение среди педагогов. Как вы уже догадались, в данном случае минимальной единицей чтения выступает склад. Складом может быть:

  1. Согласный звук и сопутствующий ему гласный (МИ, БА, ДО, КУ и др.).
  2. Гласный звук (А, У, Е, О и др.).
  3. Согласный звук (К, Р, Б, П, и др.).

В разных словах склады и слоги могут, как совпадать, так и различаться. Чтобы это было проще понять, давайте рассмотрим на примере:

  1. В слове МАМА — два склада и два слога МА и МА (слоги и склады совпадают).
  2. В слове ДВОР — один слог, а склада три Д, ВО, Р (слоги и склады не совпадают).


Великий русский писатель Л.Н. Толстой говорил, что разделение слов на склады, а не на буквы, позволяет обучать детей чтению наиболее эффективным и природным способом. Такое деление является физиологичным и уже привычным для малышей. Дети с пеленок начинают говорить складами: «па-па-па», «ма-ма-ма».

Хорошим примером, в основе которого лежит деление слов на склады, являются «Кубики Зайцева». Автор превращает занятия чтением в увлекательную игру. Кубики Зайцева можно приобрести в магазине или склеить самому (скачать кубики Зайцева).

Как мы уже говорили, лучшее время для начала занятий от 3 до 6 лет. Конечно, можно пробовать начинать и раньше. Главное, что мама должна понимать для чего ребенку в раннем возрасте чтение. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок читал в 2 года, то, скорее всего, этого не произойдет. Да и зачем? Всему свое время.

Дети в возрасте до трех лет больше любят игры с сенсорными ощущениями: трогать, высыпать, наливать, перебирать. Кстати развитие мелкой моторики рук очень связано с развитием речи, поэтому старайтесь по возможности не запрещать ребенку трогать все руками. А вот после трех лет наступает время активной умственной деятельности. Дети в этом возрасте часто сами просят их научить рисовать или писать буквы.

Какую методику выбрать для своего ребенка не так важно. Вы обязательно добьетесь результатов, главное помнить о нескольких правилах:

  • не пытайтесь использовать несколько методик одновременно;
  • не превращайте занятия в каторгу для ребенка, помните — малыши быстрее усваивают информацию в игровой форме;
  • если вы определились с методикой, придерживайтесь всех ее рекомендаций.

Комментарии

Статья написана специально для www.nasheditya.ru