Раннее развитие: дань моде или необходимость, продиктованная временем?
Свои способности человек может узнать, только пробуя реализовать их.
(Сенека Младший)
Поскольку словосочетание «раннее развитие» у всех на устах, предлагаю сразу согласиться: да, это модно. Модно читать авторов, занимающихся данным вопросом, модно покупать «развивающие» игрушки в магазинах, модно водить детей на всевозможные занятия, уже начиная с 1 года. Но можно ли объяснить подобную тенденцию одной лишь только модой? Давайте попробуем разобраться.
Во многих источниках можно найти такое определение раннего развития. Раннее развитие – это активная позиция родителей по отношению к своему ребенку в дошкольном возрасте. А что же «активного» должны делать родители? Ну, во-первых, обеспечить своего ребенка всем необходимым для его нормальной жизнедеятельности. (Действительно, трудно представить себе голодного ребенка, рьяно тянущегося к мячу или книге.) Во-вторых, понять, что всю ответственность за своих детей несут только родители, больше никому до него дела нет и не будет. В-третьих, не лениться помогать своей крохе, вместе с ним играть, говорить, фантазировать, экспериментировать, допускать ошибки. И наконец, просто любить своего ребенка таким, каков он есть.
Как развивать своего ребенка?
- внимательно следить за физическим развитием своего ребенка, давать ему оптимальные физические нагрузки, предоставлять возможность двигаться: бегать, прыгать, лазить, делать массажи, водить в бассейн;
- познакомиться с наиболее известными методиками по раннему развитию детей (Доман, Сузуки, Лупан, Зайцев, Монтессори, Никитины) и выбрать из них оптимальное для себя и своего ребенка;
- проводить постоянные беседы с малышом на различные темы, задавать ему вопросы, узнавать его мнение, советоваться.
- ходить на прогулки, экскурсии, знакомиться и осваивать новые места;
- рассматривать и читать различные книги вместе с малышом, предлагать ему выполнять различные задания на проверку его навыков в различных областях (память, мышление, внимание, математика, развитие речи, сенсорика, графические навыки).
- обеспечить ребенка различными игрушками (необязательно, ультрасовременными и дорогими, главное – функциональными и подобранными по возрасту);
- развесить по стенам квартиры различный демонстрационный материал (карты, таблицы, картинки, плакаты, вырезки из журналов и др.);
- учить ребенка пользоваться различными предметами домашнего обихода (ножи, ножницы, отвертки, молотки)
- показывать ребенку обучающие программы, тематические презентации;
- играть вместе со своим ребенком (ползать, бегать, прыгать, набивать мяч, лепить паски в песочнице, складывать пирамидки, мозаики, конструкторы) и не стесняться выглядеть смешным при этом;
- хвалить своего ребенка за все, что у него получилось выполнить самостоятельно;
- при наличии материальной возможности водить ребенка на различные занятия, где группы формируются на основе возрастных особенностей детей. Плюсы таких занятий очевидны. Родители получают возможность пообщаться с единомышленниками, получить консультацию специалистов, понаблюдать за своим ребенком со стороны. Дети получают возможность узнать что-то новое, повзаимодействовать со сверстниками и взрослыми, проявить себя, поиграть в новые игры и с новыми игрушками. Единственным минусом таких занятий можно назвать то, что занятия построены с учетом особенностей детей конкретного возраста, а ни непосредственно вашего ребенка (ваш малыш, например, уже может хорошо разбираться в том, что ему предлагают, а может, наоборот, с некоторыми заданиями не справляться.) Но большинство подобных студий заинтересованы в своих клиентах. И уже через несколько занятий вы заметите, что педагог обращает внимание на индивидуальные особенности вашего ребенка.
Что дает такое отношение родителей к своим детям? Вы сможете:
- всесторонне развить своего ребенка;
- удовлетворить врожденную любознательность малыша;
- стимулировать его к дальнейшему развитию;
- раньше выявить склонности своего ребенка и обеспечить ему более глубокое развитие в данном направлении;
- интересно проводить время со своим ребенком;
- максимально подготовить его к школе;
- вырастить успешного активного ребенка, не боящегося трудных заданий и проявления инициативы.
Кому это нужно? –Заботливым родителям, их детям, их будущим детям и стране, которой не хватает светлых голов практически во всех отраслях.
Так что будьте модными, активными и начинайте развивать своего ребенка уже сейчас. Успехов вам и вашим детям!