Как «разговорить» своего ребенка?
Несомненно, все родители с появлением своего малыша неустанно следят за каждым его новым открытием. Вот ребенок перевернулся, пополз, сел, пошел… И, конечно же, все мы с нетерпением ждем, когда же заговорит наша кроха. Освоение речи ребенком – это не только важный этап в его развитии, но и возможность для родителей лучше узнать своего малыша. Ведь он сможет сказать, что он хочет и чего не хочет, где у него болит. Мы поймем, что его огорчает, а что, наоборот, радует. Неудивительно, что многих родителей интересует, можно ли как-то ускорить процесс перехода ребенка из пассивного слушателя в активного пользователя.
Современная логопедия справедливо считает, что до трех лет ребенка заставлять «говорить» не следует и переживать по поводу того, что ваше чадо – «партизан» тоже не стоит, поскольку каждый ребенок индивидуален, у него своя программа развития. Стоит также принимать во внимание его жизненные условия, окружение, физическое и психологическое состояние и др. факторы. Но кое-что родители все-таки могут попытаться сделать.
Во-первых, постоянно разговаривайте с ребенком, обращайтесь к нему, рассказывайте об окружающих малыша предметах и их функциях. (Это чашка. Мы из нее пьем.) При чем ни в коем случае нельзя сюсюкаться и коверкать слова! Помните: ваш ребенок хоть и не говорит, но все понимает.
Вторым важным моментом является прочтение сказок, таких как: «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба», «Рукавичка», «Теремок» и подобных, где часто встречаются повторы слов, коротких фраз. Важна и декламация стишков. Подойдут шедевры А. Барто, С. Маршака, С. Михалкова, Р. Мухи, Ю. Мориц. Стишки лучше выбирать короткие с легко запоминающимися последними словами. После многоразового прочтения стишка, родители могут делать паузы в определенных местах, чтобы ребенок мог принять активное участие в их воспроизведении, например:
По улице курица водит цыплят,
Цыплята тихонько пищат и свистят.
Погнался вдогонку за курицей пес,
А курица пуделя клюнула в …(нос).
Руки мою я всегда,
Помогает мне …(вода),
Чтобы грязи меньше было,
Позову на помощь …(мыло).
Стол и стул нужны всегда
И без них я никуда.
Я сама сижу на стуле,
На столе стоит …(еда)
Третий совет: уделяйте как можно больше внимания так называемому «детскому лепету», ведь это очень важный этап в формировании детской речи, поскольку ребенок не только тренирует свой артикуляционный аппарат повторением разных буквосочетаний, но и учиться соотносить предмет с его действием. Старайтесь провоцировать ребенка повторять как можно чаше уже знакомые ему звуки, постоянно добавляйте новые. Показывайте ребенку различные предметы и называйте характерные для них звуки. Можно вырезать, например, карточки с изображением животных, показывать их малышу и спрашивать, как говорит котик, коровка, лошадка и т.д.
Еще один возможный вариант – сделайте книжечку с изображением знакомых для ребенка людей ( мама, папа, баба, деда, тетя, дядя, ляля) и предметов (би-би - машина, ту-ту - поезд, ду-ду - дудочка, бом – бом – барабан, тик-так – часы и др.)
Главная задача родителей – не торопить события, а стараться помочь своей крохе освоиться в этом непростом мире звуков, слов и предложений. И уже очень скоро ваш ребенок скажет вам «мама, выключить солнышко» , а на Ваш вопрос «Ну, что тебе дать?», жалобно ответит: «по попе». Ну, а пока он «молчит», остается только догадываться, что у него в голове … или почитать нижеприведенные детские мысли.
Детский форум
Если бы у наших детей был форум, какие бы темы в нем были?
- «Не дают драть обои. Как быть?!»
- «У папы не зарастает лысина. Это рахит?»
- «Как незаметно подкрасться к коту?»
- «Родители укладывают спать в 9 вечера. Как с этим бороться?»
- «Игра на губе и другие способы творческого самовыражения»
- «Не дают есть землю! Как реагировать?»
- «Подскажите логопеда для бабушки»
- «Почему пачки салфеток хватает только на половину комнаты и где мама держит вторую?»
- «Мои голопопые фотки в Интернете! Что с этим делать?»
- «Что должна уметь мама в 27 с половиной лет?»
- «А вас целуют в попу?»
- «Помогите! Растут волосы!!!»
- «Кто пробовал на вкус мазь бепантен? Очень хочу, но пока не удалось…»
- «Помогите! Новый памперс меня полнит!!! Посоветуйте нормальную модель!»
- «У кого было? Мама что-то фальшиво подвывает и мешает заснуть»
- «Очень нужна ваша материальная поддержка: у нас нет соли и сахара. Ем пустую кашу. Тошнит»
- «Опрос: кто пробовал комнатные растения? Какие вкуснее?»
- «Я наелся! Как это объяснить родителям?»