Первая стадия жизни грудного ребенка

В жизни ребенка, а именно в первой стадии (от рождения до года) выделяют короткую, но чрезвычайно важную фазу новорожденности (длится до четырех недель). Начинается она от акта рождения - радикального изменения среды обитания ребенка, проверки его готовности к существованию и приспособлению к новым условиям. Отделившись физически от матери, грудной ребенок начинает дышать легкими, получая кислород из воздуха, а не из крови матери, извне принимать пищу, переваривать ее и выделять ненужные организму вещества. На протяжении первых недель жизни организм в определенной мере адаптируется к новой среде, в которой непрерывно происходят изменения, временами резкие и неожиданные.

Новорожденный ребенок имеет своеобразные анатомо-физиологические признаки: вес, длину тела, развитие мышц и костей, нервной системы. Так, 70 % его тела представляет вода, вес - приблизительно 3-3,5 кг, длина тела - 48-50 см. Мышцы, связки, кости еще очень слабые, нервные механизмы не сформированы. Тем не менее, нервная система ребенка морфологически (внешний вид, строение) уже сформировавшаяся. Вес головного мозга составляет приблизительно 372-400 г. В коре больших полушарий есть основные борозды и извилины, нервных клеток столько же, сколько и в мозге взрослого человека.

Тем не менее, большинство нервных ведущих путей еще не покрыты оболочкой, следствием чего является диффузный (рассеянный) характер всех реакций ребенка. Нервные клетки головного мозга новорожденного ребенка имеют еще маленький потенциал трудоспособности и ребенок быстро утомляется. Поэтому в первые недели жизни дети почти все время спят. Активность ребенка выражается в урожденных чувствительных и двигательных реакциях.

Основным познавательным органом ребенка является рот. Более сформированными и энергичными являются связанные с питанием движения (сосание, глотание, выплевывание, мимические движения). Поэтому, важное значение имеет естественное кормление ребенка, которое положительно влияет на его физическое и психическое развитие. Кроме пищевых рефлексов для ребенка важны также движения грудной клетки и диафрагмы, которые обеспечивают нормальное дыхание.

У новорожденного ребенка есть немало движений, которые имеют защитное значение: активные защитные движения (расширение и сужение зрачков, мигание, чиханье, кашель, выплевывание), пассивные защитные реакции (замирание), рефлексы цепляния.

В первые дни жизни после рождения наибольшее значение в жизнедеятельности ребенка имеют анализаторы (тактильные, вкуса, нюха, температурные, вестибулярные) и соответствующие им формы чувствительности. На звуковые раздражители новорожденные реагируют легким дрожанием век, незначительным изменением пульса и дыхания.

Звуки человеческого голоса вызывают более бодрую реакцию. Позднее начинает функционировать зрительный анализатор. С появлением зрительного и слухового сосредоточения заметно увеличивается время бодрствования ребенка, который заполняется своеобразной активностью, что становится источником новых впечатлений; возникает элементарная познавательная активность, связанная с потребностью в новых впечатлениях.

В конце первого месяца ребенок впервые будто "признает" мать: пристально и осмысленно смотрит в ее глаза, медленно и широко ей улыбается. У малыша появляется веселая мимика, блеск глазок, он глубоко дышит, протягивает ручки, перебирает ножками. Продолжительность такого эмоционально-мимического состояния становится длинной, переносится и на других людей, которые общаются с ребенком. Это - потребность в человеке, в общении с ним.

Комментарии

Статья написана специально для www.nasheditya.ru