Критерии подготовки ребенка к школе
Весна – горячая пора для учителей, которые набирают первые классы. По словам многих из них, каждый год они сталкиваются с одной проблемой: педагоги и родители «готовность ребенка к школе» определяют по совсем разным критериям. Понятным является желание родителей дать своему малышу своеобразную «фору», научив его буквам и цифрам предварительно.
Но не секрет что некоторые из них считают, что ребенка еще до школы нужно «выдрессировать» так, чтобы он не только быстро читал и писал, но и примеры по алгебре решал. Особенно, если семья видит своего малыша учеником какой-то престижной школы.
Но, как не парадоксально, именно такие дети, по наблюдениям учителей, имеют все шансы съехать на двойки. Потому что им… просто неинтересно учиться. «Если учить ребенка читать и писать не нужно, то как его готовить к школе?» – может спросить кое-кто из родителей.
Пять составляющих зрелости
Как раз поэтому педагоги обращают внимание родителей на психологическую зрелость детей, ведь именно ее они считают самой основной составляющей такой подготовки к школе. Она охватывает пять компонентов: мотивационный, интеллектуальный, волевой, эмоциональный и личностный.
1. Мотивационный компонент отображает нежелание или желание ребенка учиться. Важен он, потому что от него зависит эффективность вхождения ребенка в совершенно новую для него жизнь и деятельность, отличающуюся от игровой обязательностью, необходимостью преодоления трудностей, умственным напряжением.
2. Интеллектуальный компонент – это совсем не умение читать, писать и решать примеры, а осведомленность ребенка, относительно окружающего его мира, природных и социальных явлений. А еще – уровень развития познавательной сферы, которая определяется дифференцированностью (перцептивной зрелостью), произвольной концентрацией внимания, способностью понимать связи между явлениями, рациональным подходом к действительности, логическим запоминанием.
3. Волевой компонент характеризуется способностью управлять своим поведением. Учеба в школе требует от ребенка умения не только слушать, но и слышать учителя, товарищей, запоминания и воссоздания, возможности произвольно выполнять действия, делать не только то, что наиболее интересно, а и то, что требуют от него, доводить начатые дела до конца.
4. Эмоциональный компонент готовности заключается в том что ребенок идет в школу с удовольствием и доверием, это не вызывает у него негативных эмоций. Положительные переживания позволяют легче наладить контакт с учителем и ровесниками, придают уверенности в себе.
5. Личностный компонент. К началу учебы у ребенка должна быть сформирована адекватная самооценка, которая определяет отношение к разным видам деятельности, влияет на взаимоотношения с одноклассниками, учителем, стимулирует или задерживает продвижение школьника в учебной деятельности. Ребенок должен быть готов «социализировать» в школьном коллективе, уметь по-доброму налаживать отношения с взрослыми и другими детьми, разумно вести себя в непредвиденных ситуациях.
Психологическую готовность к учебе можно проверить у школьного психолога с помощью профессионального инструментария. И в случае необходимости специалист поможет исправить ситуацию (практические психологи образовательных учреждений готовы помочь родителям и ученикам сформировать личностную готовность ребенка к учебным нагрузкам).