Критерии подготовки ребенка к школе

Весна – горячая пора для учителей, которые набирают первые классы. По словам многих из них, каждый год они сталкиваются с одной проблемой: педагоги и родители «готовность ребенка к школе» определяют по совсем разным критериям. Понятным является желание родителей дать своему малышу своеобразную «фору», научив его буквам и цифрам предварительно.

Но не секрет что некоторые из них считают, что ребенка еще до школы нужно «выдрессировать» так, чтобы он не только быстро читал и писал, но и примеры по алгебре решал. Особенно, если семья видит своего малыша учеником какой-то престижной школы.

Но, как не парадоксально, именно такие дети, по наблюдениям учителей, имеют все шансы съехать на двойки. Потому что им… просто неинтересно учиться. «Если учить ребенка читать и писать не нужно, то как его готовить к школе?» – может спросить кое-кто из родителей.

Содержание
  1. Пять составляющих зрелости

Пять составляющих зрелости

Как раз поэтому педагоги обращают внимание родителей на психологическую зрелость детей, ведь именно ее они считают самой основной составляющей такой подготовки к школе. Она охватывает пять компонентов: мотивационный, интеллектуальный, волевой, эмоциональный и личностный.

1. Мотивационный компонент отображает нежелание или желание ребенка учиться. Важен он, потому что от него зависит эффективность вхождения ребенка в совершенно новую для него жизнь и деятельность, отличающуюся от игровой обязательностью, необходимостью преодоления трудностей, умственным напряжением.

2. Интеллектуальный компонент – это совсем не умение читать, писать и решать примеры, а осведомленность ребенка, относительно окружающего его мира, природных и социальных явлений. А еще – уровень развития познавательной сферы, которая определяется дифференцированностью (перцептивной зрелостью), произвольной концентрацией внимания, способностью понимать связи между явлениями, рациональным подходом к действительности, логическим запоминанием.

3. Волевой компонент характеризуется способностью управлять своим поведением. Учеба в школе требует от ребенка умения не только слушать, но и слышать учителя, товарищей, запоминания и воссоздания, возможности произвольно выполнять действия, делать не только то, что наиболее интересно, а и то, что требуют от него, доводить начатые дела до конца.

4. Эмоциональный компонент готовности заключается в том что ребенок идет в школу с удовольствием и доверием, это не вызывает у него негативных эмоций. Положительные переживания позволяют легче наладить контакт с учителем и ровесниками, придают уверенности в себе.

5. Личностный компонент. К началу учебы у ребенка должна быть сформирована адекватная самооценка, которая определяет отношение к разным видам деятельности, влияет на взаимоотношения с одноклассниками, учителем, стимулирует или задерживает продвижение школьника в учебной деятельности. Ребенок должен быть готов «социализировать» в школьном коллективе, уметь по-доброму налаживать отношения с взрослыми и другими детьми, разумно вести себя в непредвиденных ситуациях.

Психологическую готовность к учебе можно проверить у школьного психолога с помощью профессионального инструментария. И в случае необходимости специалист поможет исправить ситуацию (практические психологи образовательных учреждений готовы помочь родителям и ученикам сформировать личностную готовность ребенка к учебным нагрузкам).

Комментарии

Статья написана специально для www.nasheditya.ru