Интеллектуальное развитие или что должен уметь ребенок в возрасте 3 - 4 лет
Моему ребенку скоро три годика, а значит пора осваивать новые горизонты. Для начала составим план интеллектуального развития на ближайший год. За основу, как и в предыдущей статье на эту тему, возьмем методику Ольги Николаевны Земцовой, кандидата педагогических наук, руководителя Центра дошкольного развития и воспитания детей, заслуженного учителя России, автора уникальных пособий для детей от 2 до 6 лет.
Выбор в пользу этого автора не случаен, так как весь предыдущий год мы с дочкой работали по ее методике и, на мой взгляд, добились неплохих результатов, а именно: ребенок с легкостью выполняет большинство заданий по книжкам для детей 2-3 лет, эти занятия ей в радость и она не боится выполнять новые задания по ее книгам для деток более старшего возраста. А значит предложенные пособия разработаны с учетом возрастных особенностей детей.
Итак, что же должен уметь ребенок в возрасте 3 – 4 лет?
Память, внимание, мышление
- Складывать по образцу несложные сооружения из конструктора.
- Распознавать и правильно называть основные цвета.
- Находить схожесть и отличия между двумя предметами или рисунками.
- Решать простые логические задачи и из трех предметов выбирать нужный.
- Отвечать на вопросы: «Зачем нужна ручка на сумке? Что нужно сделать, чтобы суп был соленым?» и под.
- Находить ошибки и несоответствия на рисунках.
- Находить пару предмету, объяснять, какая между ними связь.
- Раскладывать от 4 до 6 предметов по порядку; знать, что было вначале, а что – потом.
- Запоминать и называть без помощи взрослого 4-5 увиденных предметов, содержание сюжетного рисунка.
- Называть свои имя, фамилию, отчество, имена родственников, свой домашний адрес.
В этом возрасте ребенок владеет огромным потенциалом, активно развиваются его познавательные способности. Ребенок учится понимать значения вопросов и соотносить их с предметами и явлениями окружающей среды, проявляет инициативу и самостоятельность во время выполнения заданий.
Математика
- Определять размещение предметов: слева, справа, посередине, вверху, внизу, сзади, спереди.
- Узнавать и правильно называть круг, овал, квадрат, треугольник и прямоугольник; а также все цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9).
- Считать предметы в пределах десяти, соотносить количество предметов с нужной цифрой.
- Расставлять цифры от 1 до 5 в правильной последовательности и в обратном порядке.
- Раскладывать числа 2, 3, 4, 5 (знать состав числа).
- Сравнивать предметы по размеру (длине, ширине, высоте, толщине).
- Сравнивать количество предметов, понимать значения слов «больше», «меньше», «поровну». Делать ровными неровные группы предметов: добавлять один предмет к группе с меньшим количеством предметов.
Ребенок усваивает количественный и порядковый счет; знакомится с графическим образом числа; учится правильно писать цифры.
Развитие речи
- Называть предметы окружающей среды.
- Правильно называть части предметов (например, детали одежды: рукав, манжет, карман).
- Понимать, чем отличается строение тела человека от животного (руки – лапы, ногти – когти, волосы – шерсть, лицо – морда).
- Находить предмет по описанию (мяч – круглый, желтый, резиновый).
- Самостоятельно описывать предмет.
- Подбирать противоположные слова (перо легкое, а гиря тяжелая).
- Понимать значения предлогов (в, на, под, за, между, перед, возле и т.д.)
- Поддерживать разговор: отвечать на вопросы и правильно их задавать).
- Рассказывать на память несколько стишков, загадок, прибауток.
- Составлять небольшой рассказ по рисунку при помощи взрослого.
- Пересказывать содержание услышанной сказки.
- Согласовывать слова в роде, числе, падеже.
В этом возрасте активно развивается речь ребенка, формируется его словарный запас; ребенок проявляет интерес к творчеству.
Графические навыки
- Пользоваться разными художественными средствами: мелом, красками, карандашами, фломастерами.
- Проводить линии разной длинны и в разных направлениях, рисовать круги, простые рисунки (домик, грибок) , обводить и раскрашивать рисунки.
Не все получается аккуратно, но многие дети с удовольствием выполняют эти задания.
Для успешного выполнения данного плана опять же советуем приобрести серию книг О. Н. Земцовой «Умные книжки» для детей 3-4 лет или подобные пособия других авторов.