Интеллектуальное развитие или что должен уметь ребенок в возрасте 2-3 лет
Вашему малышу исполнилось 2 года? Конечно, он уже многое знает и умеет. Но, согласитесь, намного больше ему еще предстоит узнать. И кому, как ни вам, заботливым родителям, помочь сделать первые шаги в увлекательный мир «Развития».
Надеюсь, предлагаемый материал поможет родителям сориентироваться и подобрать упражнения, соответствующие возрастным особенностям вашего малыша.
Приведенные нормы интеллектуального развития ребенка разработаны ведущими специалистами в сфере детской психологии, физиологии и методики дошкольного развития и воспитания детей, в чем вы можете лично убедиться, зайдя в любое дошкольное учреждение (к примеру, в детский сад) и пообщавшись с психологами, методистами и воспитателями.
Забегая вперед, скажу, что возможно некоторые из перечисленных ниже навыков еще слабо развиты у вашего ребенка. В таком случае не отчаивайтесь, ведь теперь вы точно знаете, над чем вам следует поработать, на что обратить свое внимание.
Итак, что же должен знать и уметь ребенок в возрасте 2-3 лет?
Память, внимание, мышление:
- Правильно складывать пирамидку, матрешку.
- Узнавать предметы по их составляющим (например, крыша домика).
- Складывать пазлы из 2-4 частей.
- Узнавать и называть основные цвета: красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный.
- Понимать значения слов «одинаковые», «похожие», «разные».
- Называть предметы, которых не хватает рисунку (хвостик у зайчика, колесо у машины).
- Из трех предметов выбирать нужный по описанию.
- Рассказывать по памяти про содержание увиденных рисунков (например, на каких музыкальных инструментах играют детки)
- Помнить, что делал сутра, днем, вечером.
В этом возрасте ребенок активно тренирует свою память, учиться концентрироваться, ставить перед собой цель что-то запомнить, найти по картинке, ответить на вопрос взрослого.
Математика:
- Узнавать и называть основные геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат.
- Считать предметы от 1 до 5, отвечать на вопрос: «Сколько всего?»
- Знать, сколько пальцев на руках, ушей у собаки, лап у лисички и т.д.
- Различать понятия «много», «мало», «один», «ни одного».
- Сравнивать 2-3 предмета разной длинны, высоты и ширины.
- Понимать слова «сверху», «снизу».
На данном этапе закладываются основы знаний про количество предметов, их размеры и форму. Ребенок должен помнить, что предметы считаются с лева на право, при счете числа нельзя пропускать и называть дважды.
Развитие речи:
- Называть предметы ближайшего окружения и знать их назначение.
- Понимать, какие предметы принадлежат к группам «мебель», «посуда», «одежда», «транспорт», «игрушки», «еда», «овощи», «фрукты» и др.
- Называть действия людей и животных (бегает, прыгает, рисует, спит и др.).
- Знать, какие бывают профессии, чем занимаются люди разных профессий.
- Задавать вопросы и отвечать на вопросы других людей.
- Запоминать несложные стишки.
- Составлять небольшой рассказ по рисунку при помощи взрослого.
- Пытаться согласовывать слова в роде, числе и падеже.
Ребенок начинает четко выговаривать большинство звуков родного языка, активно формируется его словарный запас. Малыш учиться понимать речь других людей, строить предложения, правильно согласовывать в них слова.
Графические навыки
Ребенок начинает пользоваться разными графическими средствами: мелом, красками, карандашами, фломастерами; учиться проводить линии, рисовать кружочки, раскрашивать рисунки.
Помочь овладеть данными навыками помогут всевозможные развивающие игрушки, книжки и, конечно же, ваше общение с ребенком. Хочется обратить внимание на специальную литературу, например пособия О. Н. Земцовой серии «Розумні книжки» для детей 2-3 лет.
Ремарка от автора статьи. При выполнении различных упражнений, внимательно присмотритесь к своему ребенку. Что ему больше нравится, легче дается и старайтесь ориентироваться в этом направлении. Например, моя дочка с легкостью выполняет все задания по математике, а вот графические навыки у нее развиты слабо.
Верьте и инвестируйте своих детей, и они обязательно оправдают ваши ожидания и вложения, ведь дураков среди них не больше, чем среди взрослых.