Отношения детей и родителей, как равных партнеров в общении
Отношение к ребенку как к партнеру сегодня стало правилом. Сегодня вряд ли есть хоть одна семья, где живут не по принципам партнерства. Существует много объяснений, почему родители воспринимают ребенка на одном уровне с собой и включают в процессы, типичные для мира взрослых.
Общество как фон для партнерских отношений с детьми развивается все больше и больше, и это требует от взрослых внимания, а значит, оказывает огромное влияние на отношение к детям и отношения с ними. Современные взрослые все чаще примеряют на себя роль того, кто нуждается.
Что это значит? Еще в 1980-х провести себе телефон было легко и просто. Следовало сделать заказ на почте, и пусть она не всегда торопилась выполнять заявки, была уверенность, что скоро дома будет стоять телефонный аппарат, подключенный к исправной телефонной линии. Кроме этого, устройство в основном брали у почты в аренду на основании соглашения, поэтому не было необходимости беспокоиться, где купить новый.
Сегодня понятие «звонить» имеет совершенно иной смысл. Постоянно имеем возможность, выбирать: какой телефон купить, и с какими функциями? Что означают все эти сокращения и термины в технических характеристиках аппарата? Какого провайдера выбрать и когда выберу, какой тариф оптимальный? А сейчас, в эпоху мобильной связи, над этими вопросами приходится рассуждать, заключая контракт и на сотовый телефон.
И вот, наконец, человек определился и заказал телефон, провайдера и тариф. Но проблемы на этом в основном не заканчиваются. Примерно через неделю после подписания контракта окажется, что на рынке есть много других, более выгодных предложений, к тому же часто бывает так, что выбранное подключение по техническим причинам не функционирует так, как хотелось бы. Не так уж редко случается, что в некоторых домах неделями нет интернета или телефонной связи. Чтобы включить телефон, сегодня нужно не просто воткнуть вилку в нужное гнездо, а сначала подключить его к персональному компьютеру.
Этот простой и одновременно очень вместительный пример из мира телефонных коммуникаций говорит о многом. Даже вещи, которые кажутся элементарными, выдвигают к людям очень высокие требования. Многие технические изобретения, если присмотреться ближе, достаточно простые в использовании, ежедневно ставят перед пользователем, на первый взгляд, нереальные задачи. Наконец телекоммуникации можно взять за образец еще и с такой точки зрения: технические средства общения все больше влияют на отношение людей друг к другу. Встретиться, чтобы поговорить, уже необязательно, потому что все можно уладить электронным способом. Испытывает влияние и речь: в среде, где общаются преимущественно путем SMS, появился целый ряд языковых сокращений, которые еще недавно были бы непонятны, а сегодня уже является частью повседневной лексики.
Телефонное подключение - это пример, но показательный. Развитие среды ставит к людям слишком высокую планку, люди якобы не находят подходов к современному обществу, чувствуют себя «глупыми» и «бессильными», очевидно, они не способны справиться с простыми вещами. Упомянутое уменьшение роли личного общения ведет и к тому, что люди почти не рассказывают друг другу о негативном опыте, вместо этого каждый думает, что другие умеют и знают то, чего он не знает и не умеет.
В нашем контексте это значит, что у взрослых все сильнее дефициты в важных сферах человеческого сознания: в ориентации, распознавании и уверенности. Утверждается ощущение потерянности и изоляции, что не дает человеку чувствовать естественную связь с обществом таких, как он.
Отношение к детям, как к партнерам - это первая реакция на такую тенденцию. Немало взрослых, которые практикуют такой способ взаимоотношений, уже есть на второй ступени.
Такова природа вещей, это заложено изначально дети любят своих родителей. Эта любовь является абсолютной. Можно вспомнить случаи, когда детей изолируют от семьи, потому что там с ними обращаются жестоко. Но дети все равно хотят вернуться к родителям, они преданы им, любят их, несмотря на обиды и боль.
«Уважение» и «любовь» - это синонимичная пара, которая указывает на трагизм ситуации. Оба слова обозначают формы признания индивида, признание, что его взрослые должны черпать из мира взрослых. Однако из-за постоянной перегрузки это становится невозможным, каждый бегает по своему кругу и пытается разобраться с повседневными хлопотами. Потребность в таком признании не зависит от социального статуса: родители с высшим образованием и люди, которые богаче требуют его так же, как и менее образованные.
В рамках данной проекции можно различить два разных эффекта у взрослых. Они в разной степени проявляются у родителей и других взрослых вокруг ребенка:
1. Ребенок как линейка того, насколько я хороший (касается родителей).
2. Ребенок существует для того, чтобы меня любить (касается как родителей, так и внешнего мира, то есть дедушек и бабушек, воспитателей, учителей, персонала приютов, работников управлений по делам молодежи).